Dassie2001 (dassie2001) wrote,
Dassie2001
dassie2001

Categories:

253. Смоленская катастрофа. Расшифрованы новые фрагменты записей черного ящика.

Предлагаю свой перевод статьи из сегодняшнего номера самой массовой польской газеты.

«Газета Выборча» (Польша), 15 июля 2010 г., тираж номера 357 тысяч экз.

"Был ли вынужден пилот президентского Ту-154 совершать посадку"
Вацлав Радзивинович

Расшифрованы новые фрагменты записей черного ящика. «Если не приземлимся в Смоленске, будут проблемы» - эти или подобные слова, по информации телеканала TVN24 и «Газеты Выборчей», прозвучали в кабине пилотов президентского Ту-154 перед катастрофой.

Фото, сделанное спутником Digital Globe в понедельник 12 апреля – с сайта «Газеты Выборчей» (AP/Digital Globe).




«Если не приземлюсь (приземлимся) в Смоленске, меня убьют (убьет)» - такую фразу по информации TVN24 произнес командир экипажа Аркадиуш Протасюк за несколько десятков секунд до катастрофы 10 апреля. Телеканал не сообщил источника информации и сделал оговорку, что не знает контекста высказывания. [Полученные из Москвы копии записей черного ящика исследуются в Польше двумя группами экспертов независимо – в Краковском Институте судебной экспертизы и в Центральной криминалистической лаборатории Главного полицейского управления в Варшаве. – Дасси.]

Однако из обнародованной в июне стенограммы следует, что расшифрованы все высказывания последних 70 секунд полета. Последние несколько минут – это переговоры экипажа с землей и технические команды, связанные с посадкой. Личных замечаний там нет.

Неофициальная информация о том, что удалось расшифровать подобные слова, приписываемые пилоту, доходила до «Газеты» еще перед вторым туром выборов. Но нам до сих пор не удалось ее однозначно подтвердить.

Наш информатор, участвующий в работах Межгосударственного авиационного комитета (МАК), говорил, что в 8 часов 16 минут варшавского времени [10:16 мск], то есть за 25 минут до катастрофы, Протасюк сказал: «Если не приземлюсь, меня прихлопнут (свалят).»

Другое лицо, прекрасно ориентирующееся в ходе расследования, замечает, однако, что нет уверенности в том, что эту фразу произносит Протасюк.

Она прозвучала приблизительно тогда, когда в кабину первый раз вошел генерал Анджей Бласик, командующий ВВС. Мы не знаем, пришел ли он по своей воле или был послан к экипажу, который уже знал, что погода в Смоленске ужасная. По инструкции, экипаж должен был сообщить о тумане распорядителю полета, то есть Канцелярии президента.

Если фраза прозвучала около 8:16, она согласовывалась бы с контекстом разговоров между членами экипажа, о чем мы знаем из стенограммы.

Между 8:17 и 8:18 командир разговаривает с неидентифицированным лицом. «Плохо, появился туман, неизвестно, сядем ли мы.» - «А если мы не сядем, тогда что?» - спрашивает аноним, которым может быть генерал Бласик. – «Уйдем» - отвечает Протасюк.

Следующая фраза в известной стенограмме не расшифрована. Ни в отношении говорившего, ни по содержанию.[Стенограмму, кто не знает, смотрите, например, по ссылке http://bi.gazeta.pl/im/2/7961/m7961942.pdf или по двум другим ссылкам, приведенным в моем сообщении: http://dassie2001.livejournal.com/61946.html - Дасси.]

Полет 10 апреля протекал под давлением времени и обстоятельств. Самолет вылетел из Варшавы на 27 минут позже запланированного времени (одними из последних на борт поднялись Лех Качинский с женой). В Катынском лесу делегацию уже ожидали сотни людей. Посадка на запасном аэродроме и переезд в Катынь на автомобилях на несколько часов задержали бы торжественную церемонию, посвященную 70-ой годовщине расстрела польских офицеров.

Мог ли Протасюк опасаться неприятностей, если бы не приземлился в Смоленске? В 2008 году он был вторым пилотом, когда президент Качинский во время грузинско-российской войны приказал его коллеге лететь прямо до Тбилиси, а не до Гянджы в Азербайджане, как планировалось. Командир экипажа капитан Гжегож Петручук отказался. «Выходя из самолета, [президент] сказал мне коротко: «Еще посчитаемся»» - рассказывал он «Газете». Позже депутаты от партии «Право и справедливость» его заклеймили. Кароль Карский сообщил прокуратуре, что тот не выполнил приказ президента. Пшемыслав Госевский в своем депутатском запросе обвинил пилота в трусости.

Мог ли чего-то опасаться генерал Бласик? Он стал командующим ВВС по предложению Александра Щигло, министра обороны в правительстве «Права и справедливости». СМИ сообщали, что после катастрофы CASA в январе 2008 года, когда погибли 20 военных высокого ранга, он сохранил должность благодаря вмешательству Канцелярии президента, хотя министр обороны от партии «Гражданская платформа» Богдан Клих хотел его уволить.

Вчерашнюю информацию TVN 24 прокомментировал министр юстиции Кшиштоф Квятковский: «Если удалось расшифровать дополнительные записи черного ящика, это очень хорошая информация для прокуратуры и для комиссии, расследующей катастрофу под руководством министра внутренних дел Ежи Миллера.

Квятковский подчеркнул, что официально эти новые фрагменты ему не известны.

С начала июня записи черного ящика – по поручению Комиссии по изучении авиакатастроф – расшифровывает Центральная криминалистическая лаборатория полиции. Для прокуратуры этим же занимается Краковский Институт судебной экспертизы. Пресс-секретарь правительства Павел Грась уже сообщал, что польским экспертам удалось расшифровать больше, чем российским.

Прокуратура и директор Краковского института вчера отказались от комментариев.

Оригинал публикации:

Czy pilot prezydenckiego Tu-154 musiał lądować
Wacław Radziwinowicz
http://wyborcza.pl/1,75248,8139808,Czy_pilot_prezydenckiego_Tu_154_musial_ladowac.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments