Dassie2001 (dassie2001) wrote,
Dassie2001
dassie2001

Category:

241. Герой России Магомед Толбоев. "Кабина пилотов – не место для анонимов."

Предлагаю свой перевод интервью из сегодняшней «Газеты Выборчей»

Вацлав Радзивинович, «Газета Выборча» (Польша), 4 июня 2010.

Беседа с Магомедом Толбоевым, одним из наиболее опытных российских летчиков-испытателей.



(Фото Сергея Пономарева, Ассошиэйтед Пресс, с сайта "Газеты Выборчей")

Вацлав Радзивинович: Несколько недель назад Вы говорили
[см. http://dassie2001.livejournal.com/53638.html ],
что пилоты президентского Ту-154М при заходе на посадку руководствовались ошибочной информацией об атмосферном давлении на аэродроме и поэтому думали, что находятся значительно выше, чем были на самом деле. Подтверждает ли это стенограмма переговоров?

Магомед Толбоев: В 10:24:51, то есть за 16 минут до катастрофы, экипаж получил от диспетчера в Смоленске информацию, что давление на взлетно-посадочной полосе (ВПП) составляет 745 мм ртутного столба. Позже, в 10:27, ее повторили первый пилот, второй пилот и бортмеханик.


Вацлав Радзивинович: Это означает, что все было в порядке?

Магомед Толбоев: Нет. Как теперь понимаю, экипаж внес величину давления 745 мм в барометрический высотомер, который определяет высоту полета на основе разницы атмосферного давления между ВПП и тем уровнем, на котором находится самолет. Но после введения данных от диспетчера в высотомер следует их подтвердить, нажав кнопку „absolut”. Если этого не сделать, высотомер автоматически вычисляет высоту полета, сравнивая давление на этом уровне со стандартным значением 760 мм. А это означало бы, что по показаниям машина находится на 150 метров выше, чем в действительности. Из записей в стенограмме вытекает, что бортмеханик не произнес вслух подтвержения записи в высотомере величины давления на ВПП.

Вацлав Радзивинович: На стенограмме в 10:34:27,9 записан голос кого-то, обозначенного как «аноним».

Магомед Толбоев: Да, он говорит: «400 уменьшаю» [это скорость, позже уменьшенная]. А второй пилот ему отвечает: «Есть 400». Это важный момент. У нас говорят, что «аноним» - это командующий вашими ВВС генерал Анджей Бласик. Хороший, опытный пилот, авторитет и командир для экипажа президентского Ту-154М. Из этого обмена фразами следует, что «аноним» отдавал распоряжения экипажу. И есть еще один фрагмент записи, в 10:30:35, когда другой «аноним», кажется шеф вашего протокола, говорит пилотам: «Пока нет решения президента, что дальше делать». А такого не должно быть ни в каком случае. Кабина пилотов – не место для «анонимов» или вообще для каких бы то ни было посторонних лиц. Вход туда во время полета – это наказуемое деяние. Ведь президент не спрашивает пилотов, какие ему примать политические решения. Точно так же и ему нельзя решать за них.

Вацлав Радзивинович: Из стенограммы следует, что машина прошла над вторым радиомаяком, удаленным на 1100 метров от края ВПП, на высоте 20 метров. А на какой высоте она должна там находиться?

Магомед Толбоев: Не ниже 60 метров.

Вацлав Радзивинович: Пилоты должны были понять, что они слишком низко.

Магомед Толбоев: По-моему, они руководствовались не показаниями барометрического высотомера, который указывал, что они еще высоко, а радиовысотомера, показывающего высоту машины над поверхностью земли. Не видя в тумане, что находятся над оврагом около аэродрома, они снижались со скоростью 5 метров в секунду. Но при этом они подходили к идущему вверх склону оврага и в действительности сближались с землей со скоростью 10 метров в секунду.

Вацлав Радзивинович: Диспетчер из Смоленска дал экипажу команду «Горизонт», веля идти вверх, только в 10:40:52, когда машина была уже ниже 50 метров над землей. Он опоздал?

Магомед Толбоев: Диспетчер запаздывал с самого начала. Он должен был категорически и однозначно запретить снижение, когда Ту-154М оказался на высоте 100 метров. Вот тогда он должен был отдать команду «Горизонт» и велеть идти на второй круг над аэродромом. Он ведь видел, что видимость на ВПП никакая, и понимал, что экипаж, решительно и вслепую заходя на посадку, ведет себя нестандартно, если не сказать странно. Он должен был кричать на пилотов. А в итоге земля не помогала экипажу. Это можно объяснить только одним. Я считаю, что наземные службы, как и экипаж самолета, находились под давлением, Диспетчеры знали, что отсылая президентский самолет на запасной аэродром, они могут вызвать скандал. И боялись этого.

Оригинал публикации:

Kabina pilotów to nie miejsce dla anonimów

Wacław Radziwinowicz, „Gazeta Wyborcza”, 4 июня 2010.
http://wyborcza.pl/1,75478,7971085,Kabina_pilotow_to_nie_miejsce_dla_anonimow.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments