Dassie2001 (dassie2001) wrote,
Dassie2001
dassie2001

Categories:

1215. Советские военнопленные. Гронды и Коморово 10 лет спустя. 30 фотографий.

Почти 10 лет назад я вывешивал свои фотографии с двух мемориальных кладбищ военнопленных примерно в 100 км к северу от Варшавы. И подробно писал о двух лагерях там, в них, по оценкам местного историка Мечислава Бартничака, погибли 120 тысяч советских военнопленных:
https://dassie2001.livejournal.com/65906.html

P1270476s
Вчера снова съездил туда (поезд плюс велосипед, как обычно), вот новые фото, включая заглавное.
Для сравнения повторю здесь попутно несколько старых фото, желающие могут сравнить больше.

Должен признаться, что, когда ехал и искал, снова немного плутая, накручивал себе в голове, дескать, кладбища могли и снести-застроить – в общем, страсти-мордасти в русле нынешних российско-польских отношений, польских дуростей про сносы памятников и т.д. Но все оказалось не так плохо, поляки все-таки чтят умерших, и тому получилось очередное подтверждение (на новенького, по моим фотографиям слово «чтят» может показаться издевкой, но надо исходить из реальностей – финансовых, в том числе).

Гронды. Шталаг 324. Лагерь существовал всего несколько месяцев, с июня по октябрь 1941 года, первые пленные поступили в него во второй половине дня 22 июня 1941 г., советско-немецкая граница была совсем близко. Число погибших – 80 тысяч. Как раз здесь началась лагерная одиссея генерала Карбышева (в шталаге был выделен небольшой участок для временного содержания офицеров). Подробнее – в первом сообщении 10-летней давности.

P1270461s
Ориентир примерно в 8 км по дороге номер 50 из городка Острув Мазовецка на запад. После поворота влево по хорошей проселочной дороге остается менее километра до кладбища.



Фото 2010 года. Июнь. Вход на кладбище.

P1270497s
Нынешнее фото. Вход на кладбище тот же, только зачем-то добавили несколько старых двухметровых бетонных столбов как бы ограждения. В реальности, такого стационарного ограждения в лагере никогда не было, шталаг этот существовал-то всего 4 месяца.

P1270466s
Памятный знак тот же, что и 10 лет назад. Надпись гласит: «Кладбище массового уничтожения советских военнопленных в Грондах. В июне 1941 года гитлеровцы создали в этом месте концентрационный лагерь для советских военнопленных. За время существования лагеря в нем погибла 41 тысяча пленных – из-за бесчеловечных условий содержания, жестокого обращения и убийств.» Повторю, что по исследованиям М. Бартничака (и это указано также на информационной таблице при входе – она давно не подновлялась, но все еще читаемая) в лагере погибли 80-90 тысяч человек из общего количества 120 тысяч.



Фото 2010 года. Основная мемориальная плита, установленная в 1962 году Районным гражданским комитетом охраны памятников сражений и мученичества в Острове-Мазовецкой.



Фото 2010 года. Надпись такая: «Памяти 41 тысячи солдат Советской Армии, зверски убитых гитлеровскими палачами в лагере военнопленных в 1941-1942 годах».

Эту мемориальную плиту недавно сменили, как и отремонтировали центральную площадку. Теперь вот так (две новых фотографии):
P1270472s
К надписи по-польски добавилась надпись по-русски, а также нет уже серпа и молота. Но звезда есть, это по нынешним польским веяниям не типично. Здорово, что оставили. Переводил оригинальный польский текст почти наверняка поляк – сделано без ошибок, но на русских памятниках не пишут «гитлеровскими убийцами».


P1270471s
А вот это оказалось для меня самым интересным и новым, хотя для большинства сегодняшних посетителей пройдет незамеченным или непонятным. За основным монументом выделен прямоугольник – и кто-то даже поставил там лампадку (я поставлю в следующий раз - вдруг вместе с кем-то из читателей). Явно ведь могила. В прошлом году в комментарии к моему сообщению 2010 года читательница nadezhda500 написала следующее, спасибо ей большое – благодаря этому все становится понятным:

nadezhda500
March 31 2019, 00:05:36 Edited: March 31 2019, 00:11:31
И хотела добавить также, что нашла информацию об отдельной одиночной могиле рядом с братской в Грондах. Не найду ее фотографии нигде, но на сайте "Подвиг народа" указано, что похоронен мл.лейтенант Першин А.П. Сегодня много о нем читала. Это летчик 813 Истребительного СП, 215 Истребительного СД, 16 Воздушной Армии. Его имя - Анатолий Петрович Першин, 1922 года рождения, родом из Ярославской области. Его самолет упал в озеро южнее Острува-Мазалецкого у д.Угнево в январе 1945 года. Подняли останки и самолет - в 1970 или 1971 году и захоронили вблизи этой братской могилы.

nadezhda500
March 31 2019, 12:31:35
Во вчерашнем комментарии немного ошиблась, полк и дивизия конечно авиационные, а не стрелковые. Об этом летчике можно прочитать в этих двух ссылках, здесь более-менее подробно (хотя в одной пишет школьница). Першин летал на именном самолете, построенном в том числе на деньги его отца и надпись была "От отца...-сыну...". Кроме того были свидетели гибели, которые подтверждали, что он отвел самолет от деревни.
http://airaces.narod.ru/all/roshin_i6.htm


P.S. 08.03.2020. А вот фотография могилы летчика, сделанная, вероятно, в 1970-х годах, вскоре после захоронения на кладбище военнопленных в Грондо.
Screenshot01cs
P.S. 08.03.2020. Это скриншот из РенТВ-видеосюжета, о нем сообщила в комментариях nadezhda500 : https://ren.tv/video/embed/654364#autoplay=1. Сейчас, после обновления центральной площадки и главной мемориальной плиты, памятника с табличкой на могиле летчика нет (может быть, местные власти намерены и его обновить, постараюсь узнать).

Прилегающие к центральной части мемориала массовые могилы в последние годы тоже подремонтировали, а большинство продолжает понемногу зарастать деревьями – зная примерное число погибших, когда там стоишь в выросшем лесу, возникает ощущение бесконечности этих захоронений – заросшие могилы во все стороны. Бравые даты типа 23 февраля и 9 мая – это все-таки дни скорби.

Вот еще несколько фотографий в дополнение к заглавной, а потом – еще несколько о втором мемориале, в Коморово.
P1270475s

P1270477s

P1270481s

P1270482s

P1270483s

P1270484s

P1270486s

P1270489s

P1270494s

P1270495s

Коморово. Шталаг 333. Существовал с ноября 1941 по сентябрь 1943 г. Число погибших – 40 тысяч. Подробнее – в первом сообщении 10-летней давности.

P1270499s
Мемориал этот вдвое ближе к городку Остров Мазовецка, чем мемориал в Грондах. А ехать надо той же дорогой номер 50 из города на запад. Через 4-5 километров будет указатель влево на Козики (или Кожики, по-польски Koziki), на этом перекрестке характерный ориентир – синий памятник (он во славу богу, такие в Польше есть везде), «но нам туда не надо», а свернуть надо не влево, а вправо на лесную грунтовую дорожку, на ней будет указатель к мемориалу – с главной дороги его можно проморгать. По указателю попадаем к запретной военной зоне, вдоль ее ограждения - до ближайшей дорожки вправо и уже по ней прямо до мемориала. В сумме от главной дороги – километр или полтора. Очень близко, но надо знать, где свернуть с дороги номер 50. Но и то хорошо, 10 лет назад никаких указателей не было, по-моему.

P1270501s



Фото 2010 года. Главная аллея. Слева – информационная таблица. Найти кладбище нелегко, нигде нет никаких указателей, кладбище находится просто в лесу. Я нашел со второй попытки по расспросам местных жителей.

P1270508s
Нынешнее фото. Ничего не изменилось, только деревья подросли на 10 лет, да все остальное состарилось на те же 10 лет. Бордюр каждый год подкрашивают.

P1270506s

P1270510s

P1270512s

P1270513s



Фото 2010 года. Плита с надписями.

P1270514s
Нынешнее фото. Надпись осталась прежней, только постарела. А лампадки ставят либо редкие приезжие, либо местные. В лесу на тропе вдоль запретной военной зоны встретил пару пожилых людей с псом, разговорились – они как раз оказались из тех, кто изредка заходит на мемориал и ставит лампадки. Жаль, что не удосужился их сфотографировать, чтобы потом послать им фото. Всегда вот так – соображаю с опозданием и жалею. Пообщались дружески (включая пса), как всегда – и они знают книгу Бартничака, это редкость даже для местных, по-моему.

P1270507s
День был, мягко говоря, нежаркий, февраль ведь. На обратном пути слегка моросило (до ж-д станции было примерно 20 километров), но план-минимум был выполнен. Дополнение – в следующий раз, когда будет потеплее.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments