Dassie2001 (dassie2001) wrote,
Dassie2001
dassie2001

Categories:

965. Моя ежедневная варшавская велодорога на работу – 25 фотографий.

По случаю нудного дождя сижу дома вместо стандартной велопоездки, поэтому решил рассказать о моей ежедневной дороге на работу в Варшаве. Езжу на велосипеде, 20-21 км в одну сторону (иногда, если сильный дождь или какая спешка, подъезжаю часть пути - 8 км – электричкой, 2 остановки). Поехали. Все фото сделал в два соседних дня, почти все – утром, а две штуки – вечером на пути с работы.


Стартую в небольшом городке Зомбки (= Зубки по-русски), это самая близкая под-Варшава, ближе к центру, чем некоторые столичные районы. В начале прошлого века был замысел превратить Зомбки в пригород-сад, понастроить домов для не самых бедных граждан, провести из города трамвай и.п. Помешала первая мировая война. Зомбки захирели, немногочисленные дома-замки-дворцы подразрушились, значительная часть трудящихся устроилась на работу в Варшаве или райцентре Воломин. К счастью, городок расположен фактически на ж-д линии Варшава-Белосток, поэтому, да и благодаря близкой автостраде, а также шустрым местным властям, которые в лидерах в Польше по использованию малыми населенными пунктами европейских дотаций, Зомбки устояли, а в последние годы явно хорошеют. Только что очень быстро построили и пустили в эксплуатацию вот этот автомобильно-велосипедно-пешеходный туннель под железной дорогой, живу и стартую в километре от него.


На выезде из Зомбок к Варшаве.


Уже Варшава, улица Радзыминьска, метров 400 еду по старой и почти пустой пешеходной дорожке. Как сразу две барышни в кадр попали – удивительно. А по напряженной автодороге ездят, по-моему, самоубийцы.


А далее уже широкий тротуар или отдельная велодорожка. На фото – один из нескольких десятков варшавских пунктов велопроката-самообслуживания, довольно дешевого, очень многие этим пользуются, затея для фирмы-организатора оказалась на редкость успешной.


«Человеческая судьба» на стене одного из зданий. Начинается с овечки. Когда проезжаю мимо, всегда вспоминаю песню Анны Герман с таким же названием, но более оптимистичным смыслом.


Недалеко от вокзала Варшава-Виленьска. Понятно, что езда на велосипеде несравненно приятнее автобусной.


А потом проезжаю еще километр до вокзала Варшава-Всходня (Варшава-Восточная), который к футбольному чемпионату Европы-2012 перестроили, превратив из задрипанного во вполне современный (только вот на лифты для выхода на перроны денег не хватило, существенный минус, если пассажир с багажом или инвалид). На переднем плане – стоянка для прокатных велосипедов, все в это утро разобрали, оказывается.


Около вокзала дежурит Ангел-хранитель путешественников. Автор этой небольшой скульптуры – Марек Сулек.


А при входе в вокзал есть тумба со схемой-указателем для слепых – и соответствующие дорожки с выпуклостями по всему залу (на перронах и в подземных переходах тоже предусмотрено, сейчас так делается везде в общественных местах).


Сразу за вокзалом надпись на стене: «С точки зрения Млечного Пути мы все из деревни». Такие забавные квазифилософские надписи распространяет в Европе голландская группа Loesje и ее сподвижники в разных странах. У меня на работе в Астрономическом центре эта фотография пользовалась популярностью.


Уже больше полпути. Проезжаю мимо Национального стадиона, построенного к чемпионату Европы-2012. Он активно используется для разных мероприятий, не только для футбола. Футбольный матч там был на днях – мадридский «Реал» проиграл флорентийской «Фиорентине» 1:2 в товарищеской встрече, а несколько дней спустя на стадионе состоялся легкоатлетический турнир, на котором бежал и феноменальный спринтер из Ямайки Усейн Болт. Я был один раз на этом стадионе два года назад – на концерте Мадонны, не удержался. Ехать на велике около стадиона – сплошное удовольствие.


А далее пилю около пяти километров правым берегом Вислы, рядом с напряженной автомобильной дорогой, отделенной от домов и велодорожки звукозащитной стенкой (сейчас о подобных звукозащитных стенках много спорят в разных странах, я не вникал).


Вдоль дороги много плакатов – вот один, завлекающий иностранцев в Польшу, - про работающую здесь армянку-врача.


По пути есть и несколько открытых бассейнов, цен не знаю, но наверняка очень дешево, масса народу плещется тут в жару.


Реставрируемая-ремонтируемая Лазенковская трасса – одна из напряженных артерий в западно-восточном направлении, пересекающая Вислу. Вместе с Центральным ж-д вокзалом является, по-моему, варшавским символом 1970-х годов – эпохи Эдварда Герека.


У Лазенковского моста через Вислу - памятник Зигмунту Берлингу, командующему 1-ой Армией Войска Польского. Его солдаты в середине сентября 1944 года переправились в нескольких местах на левый берег, чтобы помочь Варшавскому восстанию, но почти все они погибли. А нынешние ультраправые регулярно замазывают памятник красной краской – на все подходящие годовщины, связанные с восстанием, с освобождением Варшавы советскими войсками, с днем рождения Берлинга. Я видел его замазанным раза три-четыре, есть и фотографии. Городские службы смывают краску, во временнОй эпсилон-окрестности события иногда дежурят полицейские. До следующего раза. Кажется, есть намерение перенести памятник на мемориал советских воинов.


Разные старые указатели – они были задолго до нынешнего велобума.


Велодорожка – тут все понятно.


Сравнительно недавняя мода в Варшаве – открытые площадки с разными тренажерами (и с надлежащим описанием), задармо, конечно. Народ начинает активно использовать. В городе таких мест уже несколько десятков.


Памятник воинам, павшим в Варшавской битве со шведами 28-30 июля 1656 года, это было одно из важных сражений Северной войны 1655-1660, поляки в нем потерпели поражение.


Наконец, доезжаю до Секерковского моста, самого южного в Варшаве, тут переезжаю с правого берега Вислы на левый.


Висла и центр города с Секерковского моста.


После моста еду полтора километра в обратном направлении – по валу на случай наводнений. Из-за дождей или во время весеннего паводка случается, что вода походит к самому валу. Несколько лет назад президент Польши распорядился официально разрешить езду на велосипедах по всем валам вдоль рек. Раньше это во многих местах запрещалось, а теперь делают хорошо утрамбованные дорожки и следят за ними.


Обелиск у дорожки - памяти воинов Войска Польского, десанта, спешившего переправиться через Вислу в помощь выдыхавшемуся Варшавскому восстанию в середине сентября 1944 года. Попыток было несколько – тут в районе Черняков и севернее - на Повисле и на Жолибоже. Все попытки завершились неудачей, погибли в общей сложности более 1000 человек. Командующий 1-ой Армией Войска Польского генерал Зигмунт Берлинг через 2 недели был снят Сталиным со своего поста, отозван из действующей армии и немного позже отправлен на учебу в Военную академию Генштаба. Венок у памятного знака – от Президента Варшавы в связи с недавно отмечавшейся 70-ой годовщиной Варшавского восстания. А мне осталось отсюда ровно 600 метров до института.


Я на месте – в Астрономическом центре имени Николая Коперника Польской АН. На крыше – антенны связи с спутниками международного проекта BRITE – первыми польскими научными спутниками, названными по итогам открытого конкурса «Лем» и «Гевелий». Первый был запущен украинско-российской ракетой «Днепр» в ноябре прошлого года (тогда же я подробно писал об этом в ЖЖ), а второй – китайской ракетой несколько дней назад. Уже идут научные результаты. Во флотилии BRITE – еще два австрийских спутника и один канадский.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments