Dassie2001 (dassie2001) wrote,
Dassie2001
dassie2001

Category:

702. В кои-то веки сходил в кино. "Поклосе". Поляки и евреи, и снова поляки, вечные темы.

Новый польский фильм (премьера состоялась в ноябре, автор сценария и режиссер - Владислав Пасиковский), вызывающий огромные споры в польских СМИ. Многие считают его антипольским, иные - наоборот. Из коллег моих вроде почти никто пока не смотрел, за обедом в институтской столовой еще не обсуждали. Сюжет не такой уж хитрый, рецензий я не читал, видел только в информационно-политической программе Томаша Лиса его беседу с молодым актером Мачеем Штуром, сыгравшим главную роль, эта передача и подвигнула посмотреть фильм. Перескажу совсем от себя онлайн, поскольку фильм произвел очень сильное впечатление, не удержаться. А зал был почти пуст, ибо премьерная волна сошла, это раз, есть очень сильная пропаганда против фильма (в основном, от ультраправых или ура-патриотов и, возможно, от церковников), которая, на удивление, срабатывает, это два. Ну, и фильм, как говорится, тяжелый, это три.



Франчишек, брат главного героя Юзефа (и тоже фактически главный герой фильма), приезжает в наше время из своего Чикаго, куда он эмигрировал в период военного положения в Польше в 1980-х годах, в свою родную деревню где-то между Варшавой и Белостоком, чтобы проведать младшего брата, с которым творятся какие-то непонятки - его жена с детьми не так давно уехала от мужа в Чикаго, и там своему деверю (брат мужа - это ведь вроде деверь?) ничего не рассказывает. А Юзеф при не слишком любезной встрече приехавшего старшего брата тоже ничего не говорит, лишь обижается на Франчишка, что тот даже не приехал на похороны отца и матери. В районной конторе, где они пытаются оформить наследственные бумаги от отца на пахотную землю, возникают какие-то сложности, да и Франчишек сразу обращает внимание на явно враждебное отношение к Юзефу со стороны селян. И выясняется, что не так давно селяне чуть не линчевали Юзефа, который совершенно испортил им дорогу в соседнюю деревню, поскольку убрал с нее каменные плиты. Спас его от расправы настоятель местного костела.

И тут Юзеф объясняет Франчишку, в чем дело - плиты эти были надгробиями с еврейского кладбища, разрушенного немцами в начале войны и вымостившими плитами дорогу. И селянам эта старая дорога не так давно сильно пригодилась после наводнения. Юзеф перетащил все плиты на свое поле и установил их там, туда же перенес и другие подобные плиты, оказавшиеся с войны во дворах некоторых селян - он их выкупил у них по цене от 100 до 300 злотых (1000 - 3000 рублей, большие деньги в тех деревенских местах). Всего надгробий набралось под 350. Уж таких непонятных затрат жена не вынесла и уехала со своими детьми в Америку.



Франчишек совершенно шокирован поведением младшего брата - чего это он так вот решил заняться умершими евреями, это же не свои, это ж евреи, да и никого из евреев здесь давно нет, немцы ведь всех вывезли. А Юзеф и сам не в состоянии объяснить, просто говорит, что непорядок это, не по-людски - мостить надгробиями дорогу. И с настоятелем договорился, что заберет у него последние плиты от колодца при костеле - там тоже использованы еврейские надгробия.

При случае Франчишек посещает в райцентре архив, чтобы проверить права на землю. Оказалось, что земля его деда вовсе другая, на болоте, а нынешняя плодородная, вместе с домом, владельцем всего этого и был их отец, раньше принадлежала евреям, переоформлена она была сразу после войны. И у других селян то же самое - их хорошие земли и постройки раньше принадлежали местным евреям. Братья (Франчишек уже полностью втянулся в детективную историю на стороне Юзефа) пытаются узнать точные даты передачи земли и судьбу евреев, идут к местному старику, тоже отхватившему в войну или сразу нее после богатый участок, а тот им в сердцах говорит, что никуда немцы евреев не вывозили и что спрашивать надо у себя дома. Братья идут на болото, находят развалины старого дома, начинают копать и извлекают черепа и кости. Проходившая бабуся подтверждает, что немцы никого не вывозили, да и вообще тут немцев не было, просто приезжали два эсэсовца, которые поговорили с местным старостой, и через два дня селяне согнали соседей-евреев в родительский дом братьев и там сожгли, их земли и дома позабирали себе, а сразу после войны это было узаконено соответствующим решением вышестоящего начальства. И местный старик, один из поджигателей, рассказывает братьям, что их отец тоже был одним из организаторов погрома. В общем, полный шок.

А тем временем их урожайное поле сжигают. И сарай горит - тут уже однозначное отнесение к известному еврейскому погрому в Едвабне (это ведь в тех же местах).

Братья спорят, выносить ли эту трагедию наружу, не закопать ли кости и черепа на том же месте, как предлагает Юзеф, а Франчишек - уже Франчишек! - хочет обнародовать полную правду. Доходит до драки, в итоге Франчишек забирает свою сумку и уезжает, по пути на станцию его автобус догоняет дама из больницы (она неслучайно присутствует и в других сценах), они гонят с нею обратно, а перед домом собрались селяне, а в сарае висит распятый младший брат.

А потом, спустя какое-то время, на поле с надгробиями приезжает группа из Израиля - и священник читает молитву, а подошедший Франчишек ставит на надгробии лампадку, такую же, какую в начале, по приезде в родные места, поставил на могиле родителей.

Конец.

Может быть, некоторый перебор с последними сценами (распятие и экскурсия). Может быть, некоторый перебор с почти поголовной, доходящей до бандитизма враждебностью селян к братьям, ищущим правду. Да и пересказал я примитивно и сумбурно. Но автор и актеры, по-моему, сделали очень смелый фильм - своего рода урок для всех, какие бывают люди и люди. Отсюда и реакция ура-патриотов. Писали еще, что режиссер долго не мог найти деньги на свой фильм - помогли кинофирмы из Словакии, Голландии и России, они упомянуты в титрах. Думаю, в России фильм покажут.

А название "Поклосе" переводится примерно как "поле после покоса". Но есть и переносный смысл - типа "наследие". Что-то такое автор и имел в виду, наверное.



Фотографии - с сайта "Кино вечорне": http://www.kino-wieczorne.pl/?p=4252
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments