Dassie2001 (dassie2001) wrote,
Dassie2001
dassie2001

Categories:

049. Для комплекта. Интервью Анджея Вайды "Новым Известиям".

http://www.newizv.ru/news/2008-02-22/85090/

21 февраля 2008 г.

Кинорежиссер Анджей Вайда:
«Гармаш у меня сыграл блестяще»

Виктор Шаньков, Варшава, «Новые Известия»


В российских кинематографических кругах то и дело возникают слухи о том, что фильму Анджея Вайды «Катынь» в отечественном прокате придется несладко. Мол, сам сюжет в не слишком приятном свете выставляет нашу страну, а наверху сейчас этого не любят. На минувшем Берлинале «Катынь» была показана во внеконкурсной программе и вызвала такой же большой ажиотаж, как документальная лента об Анне Политковской. Кроме того, польский классик мирового кино стал соперником сразу двух российских режиссеров на грядущем «Оскаре» – Никиты Михалкова и Сергея Бодрова, чьи картины тоже не обошлись без политического контекста. Но, несмотря на такое незримое противостояние по всем фронтам, Анджей ВАЙДА совсем не производит впечатление человека, который воинственно настроен по отношению к России. Отказав накануне поездки на оскаровскую церемонию в интервью ведущим мировым изданиям – Carriera della Sera, Би-би-си и New York Times, он, тем не менее, принял корреспондента «Новых Известий», а на вопрос, как к нему следует обращаться, ответил: «Просто дедушка Анджей».

– В 2000 году вы уже удостаивались «Оскара» за творческие достижения в кинематографии. Что для вас нынешний конкурс?

– Тот факт, что «Катынь» номинирована на «Оскара», – это приятное и для меня, и для всего польского кинематографа событие. После стольких лет молчания польское кино возвращается на мировой экран. А поскольку мой фильм в известной степени исторический, важным является и то, что мир сможет познакомиться с трагическими страницами польской истории. Но и приятно, что мой скромный труд был замечен отборочной комиссией.

– Вашими конкурентами в Лос-Анджелесе будут два фильма российских кинорежиссеров...

– Я не видел этих фильмов Михалкова и Бодрова, поэтому ничего сказать о них не могу. Но, зная творчество этих российских киномастеров, не сомневаюсь, что сделаны эти фильмы сильно. Да и в номинации на «Оскар» слабых фильмов не бывает.

– На ваш взгляд, каковы шансы «Катыни» в этой конкуренции?

– Я трезво смотрю на вещи и думаю, что мои шансы на получение золотой статуэтки в этом году невелики. «Оскар» за вклад в мировой кинематограф у меня уже есть. Так что оценкой моих трудов я вполне доволен. Да и, признаться, не это является моей главной целью. Главное – то, что о польской истории узнают в мире.
Что касается шансов, то очень сложно предвидеть, как будет голосовать жюри. По каким критериям оно выбирает победителя, чем руководствуется – мне совершенно непонятно. Гораздо легче предсказать судьбу американских фильмов. В их оценке важное значение имеют мнения американских кинокритиков, общественное мнение, сколько эти фильмы собрали в прокате. Европейские фильмы всего этого лишены, и загадывать об их оскароносной судьбе – дело бесперспективное.

– Кого из актеров, снявшихся в «Катыни», вы выделили бы особенно? О работе кого из них можно без обиняков сказать «Верю!»?

– Особенно удачными, на мой взгляд, в фильме были актрисы. Это и Данута Стенка, и Магдалена Целецка, и Агнешка Глиньска. Именно им роли удались по-настоящему. Актеры-мужчины, как мне кажется, были менее убедительными. Но на это я обратил внимание позже, когда фильм уже был смонтирован.

– Но, может, так оно и должно быть? Ведь, насколько я понимаю, фильм «Катынь» даже не столько о расстрелянных польских офицерах, сколько об их женщинах – матерях, женах, сестрах. Через их судьбу показана вся эта трагедия...

– Безусловно. И это вытекает из моих личных ощущений. Я не видел страданий моего отца, который был расстрелян в Катыни, но видел страдания моей мамы. Поэтому мне легче было показать страдания женщин через тогдашние мироощущения моей мамы. Она не нашла фамилии отца в катыньском списке и всю жизнь ждала, надеялась, что вернется.

– Как вы оцениваете работу Сергея Гармаша, который сыграл в фильме капитана Красной Армии, спасшего жену польского офицера от НКВД?

– Очень глубокий актер и свою роль он сыграл блестяще. Я думаю, что в «Катыни» это лучшая мужская роль. И я просто не представляю сейчас этот фильм без него. Кстати, познакомился я с Сергеем Гармашем в «Современнике», куда три года назад приехал по приглашению ставить «Бесов». Уже тогда я обратил внимание на его проникновенную игру. И когда появился сценарий «Катыни» – это была книга рассказов, написанная Анджеем Мулярчиком по одноименной книге, – у меня не было сомнений, что Сергей должен у меня играть. Так счастливо сложилось, что он сразу согласился.

– В Берлине фильм вызвал ажиотажный интерес. Почему вы не заявили его в конкурсную программу этого фестиваля?

– Берлинский кинофестиваль был для «Катыни» своего рода полигоном, пристрелочной площадкой. Поначалу у меня вообще не было намерения показывать его в Берлине. Но польские фильмы, собственно, как и европейские вообще, могут быть замечены жюри «Оскара», только если они засветились на каком-либо крупном кинофестивале. В отличие от американских фильмов, участвующих в конкурсе за обладание «Оскаром», фильмы польские не имеют такой мощной финансовой поддержки, необходимой на их раскрутку. То есть в данном случае немаловажную роль сыграло отсутствие у нас денег на рекламу. И в этом смысле Берлинский фестиваль исполнил роль бесплатной рекламной площадки перед показом в Лос-Анджелесе.
В Польше «Катынь» посмотрели в прокате более трех миллионов зрителей. Но это Польша. А то, что фильм вызвал такую заинтересованность в Берлине, меня приятно удивило. На его просмотр, что вообще исключительный случай, пришла даже канцлер Ангела Меркель. Как подсчитали мои помощники, на пресс-конференциях, посвященных «Катыни», которых было более 25 (точную цифру я и не помню – сбился со счету), присутствовало в полтора раза больше журналистов, чем на иных.

– Когда планируется показать «Катынь» в России?

– Уже существует договоренность, что фильм будет показан в Москве 17–18 марта. Будет ли заинтересован российский кинопрокат в приобретении фильма – вопрос. Но польское телевидение TVP, владеющее на него правами, активно ведет переговоры на эту тему в России. Лично я очень бы хотел, чтобы российский зритель увидел этот фильм. Но сегодня все упирается в деньги: будет заинтересованность у российских кинопрокатчиков – с удовольствием будем с ними сотрудничать.
У вас совершенно потрясающий зритель. Такого восприятия, такого душевного сочувствия и переживания я не встречал нигде. Когда я приехал в Москву режиссировать спектакль «Бесы», водитель грузовика, принадлежащего водопроводной компании, узнал меня и, как мне показалось, с восторгом поприветствовал. Поблагодарил за фильмы, признался, что они очень ему нравятся, а еще сказал, что обязательно придет на мой спектакль. Я был поражен. Человек встает ни свет ни заря, тяжко работает целый день, в то же время выкраивает свободное время, чтобы посмотреть мои фильмы и хочет прийти на спектакль! На Западе посещение театров – вотчина преимущественно интеллектуалов. А тут простой рабочий человек. В этом смысле российского зрителя нельзя сравнить ни с кем, он просто уникален.

– Вы уже заявили, что «Катынью» ставите точку в военной тематике и больше не будете к ней возвращаться. Что будет дальше?

– Да, я считаю, что эта глава истории для меня уже закрыта. Сейчас уйма других, не менее насущных тем – общественной, социальной, нравственной, психологической тематики. Мне хотелось бы сделать фильм о том, как часть польского общества так и не смогла приспособиться к изменениям, произошедшим в стране после 1989 года, так и оставшись сознанием в той, социалистической Польше. Но, увы, уже нет тех сценаристов, чье мироощущение сродни моему, с которыми раньше работал. В ближайшее время я собираюсь поставить фильм по книге Ярослава Ивашкевича «Татарек». Раскрывать секрета не буду, скажу только, что это психологическая повесть о событиях, происходящих в 60-е годы прошлого столетия.

– Спасибо, что нашли время для интервью, и удачи вам в Лос-Анджелесе.

– Спасибо за пожелания, но думаю, что болеть вы все-таки будете или за Михалкова, или за Бодрова. Однако в любом случае спасибо за пожелания.

СПРАВКА

Режиссер Анджей ВАЙДА родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на северо-востоке Польши. Его отец – офицер польской армии – был убит НКВД в Катыни под Смоленском. Во время войны Анджей бросил гимназию, работал чертежником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком. После войны учился живописи в Академии изобразительных искусств в Кракове. Поступил на режиссерский факультет Высшей киношколы в Лодзи. Учебу завершил в 1954 году, но к защите диплома его допустили только в 1960 году. К этому времени Вайда уже был всемирно известным режиссером. Его фильм «Канал» (1956) получил специальный приз Каннского кинофестиваля в 1957 году, а «Пепел и алмаз» (1958) с успехом прошел по всему миру. Значительное место в творчестве режиссера занимают экранизации литературной классики как польской, так и мировой – «Сибирская леди Макбет» (1961), «Пилат и другие» (1971), «Свадьба» (1972), «Бесы» (1988). Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, получили фильмы Вайды, снятые им в конце 1970 – начале 1980 годов: «Человек из мрамора» (1976), «Без наркоза» (1978), «Человек из железа» (1981), «Дантон» (1982). Всего в активе Вайды около полусотни картин, многие из которых вошли в золотой фонд мирового киноискусства. В 1978–1982 годах – председатель Союза кинематографистов Польши. С 1980 года Вайда является членом независимого профсоюза «Солидарность». В 1989–1991 годах – сенатор польского сейма. С 2000 года возглавляет Киношколу, созданную им в Варшаве. Лауреат государственной премии Польши (1974), обладатель «Сезара» (1982), «Серебряного медведя» на кинофестивале в Берлине (1996), «Золотого льва» в Венеции (1998) и других кинопремий. В 2000 году Анджей Вайда получил «Оскар» за достижения в кинематографии. Член Британской киноакадемии (с 1982 года), Европейской киноакадемии (с 1988 года), Академии изящных искусств Франции (с 1997 года). Живет и работает в Варшаве.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments