Dassie2001 (dassie2001) wrote,
Dassie2001
dassie2001

443. «Четверо спящих» готовятся переезжать. Фотографии.

В Варшаве прокладывается вторая ветка метрополитена, которая пройдет с запада на восток, в район Прага на правом берегу Вислы. Одной из самых больших будет станция на площади Вильнюсского вокзала, и в связи с ее строительством будет демонтирован и перенесен примерно на сто метров установленный в центре площади знаменитый памятник советско-польского братства по оружию. Его называют «Четверо спящих», а в более развернутой форме - «Четверо спящих, трое сражающихся», по-польски это звучит в рифму. Спроси на улице в другом районе Варшавы про памятник братства по оружию, люди будут гадать-вспоминать, а «Четверых спящих» знают все.


Фотография сделана сегодня утром (5 ноября). На этой же площади находится церковь Марии Магдалены – кафедральный собор Польской православной церкви.

Название этого 10-метрового памятника, по-моему, вовсе не издевательское, просто так в народе описывают представленные на памятнике фигуры польских и советских бойцов – четверо скорбящих (по углам постамента) и трое атакующих (в верхней части памятника). Вот они на фотографиях, сделанных 9 Мая прошлого года.


Рядом с памятником проходила очень напряженная трамвайная ветка, сейчас ее уже перенесли.


Надпись на постаменте (с другой стороны памятника она сделана по-русски) гласит:
«Слава героям Советской Армии!
Братьям по оружию, отдавшим свои жизни за свободу и независимость польского народа,
жители Варшавы воздвигли этот памятник. 1945 г.»


               
Польский и советский солдаты.


Верхняя часть памятника.

Памятник был открыт в ноябре 1945 года, его авторами являются польские скульпторы A. Ненько, Станислав Сикора, Стефан Момот, Юзеф Тренаровский, Юзеф Газы, Богдан Лахерт, Ежи Ярнушкевич. На польском сайте об искусстве www.sztuka.net автором эскиза назван советский офицер, скульптор А. Королев. Кстати на этом же профессиональном сайте отмечено высокое качество элементов скульптурной композиции.
При открытии памятника скульптуры воинов были гипсовыми, покрашенными под бронзу. Через год их отлили в одной из мастерских в советской оккупационной зоне Германии, переплавив при этом трофейные немецкие боеприпасы, и в 1947 году фигуры окончательно установили на постаменте. Плиты постамента тоже оказались некачественными, в 1960-61 годах их заменили на красно-коричневый келецкий известняк. А место установки памятника в 1945 году выбрали просто – как раз перед зданием Дирекции государственных железных дорог, именно в этом здании сразу после войны временно размещалось польское правительство, поскольку центральная, левобережная часть Варшавы была почти полностью разрушена.


Вот это здание – за памятником (сегодняшняя фотография).


А эту фотографию сделал пару недель назад, когда убирали трамвайные пути около памятника.

Работы вокруг памятника идут вовсю, на другой стороне площади уже вырыт огромный котлован, теперь дело за памятником. Принципиально вопрос о переносе решен давно, но строителям нужно было соблюсти все требования по документированию условий переноса, включая необходимый ремонт памятника и установку на новом месте. Неделю назад разрешение городских властей получено, в пятницу памятник обнесли лесами – в первую очередь, для обозначения и инвентаризации всех элементов. После этого памятник будет демонтирован, все металлические элементы вычищены и покрыты антикоррозийным составом. 20-30 процентов плит постамента заменят на новые. Установят памятник в северо-западной части площади на вылете с одной из небольших улиц.

Вот еще несколько фотографий для комплекта. Почти вся площадь сейчас перегорожена, основная магистраль открыта только для автобусов, мотоциклов и велосипедов, трамвайные линии и автобусные остановки перенесены, в часы пик сущее столпотворение. Но никуда не денешься. Бываю тут каждый день, но пока не страдаю – благодаря велосипеду. На счетчике в этом году уже 6200 км, личный рекорд.












Почтовая марка, выпущенная в 1955 году к 10-летию Договора о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве между СССР и ПНР.

В новейшее посткоммунистическое время несколько раз поднимались голоса о том, что памятник как реликт мрачного прошлого нужно выбросить на свалку или задвинуть куда подальше. В 1992 году такая попытка завершилась неудачей – в защиту памятника выступил скульптор Стефан Момот, который попутно признался, что является одним из авторов. В 2007 году у правых опять появилась идея перенести памятник, чтоб на его месте расширить трамвайную остановку – тоже не удалось протолкнуть. По опросам, большинство жителей высказались за сохранение памятника. Кстати, его немного уже передвигали – в 1966 году сдвинули на 8 метров в связи с упорядочением движения на очень оживленном перекрестке.

Теперь же перенос неизбежен, и вроде пока все делается по уму, по согласованию с реставраторами и не переиначивая историю. Как понимаю, с российской стороной перенос также согласован. К открытию новой станции метро отреставрированный памятник должен стоять на новом месте неподалеку – на северо-западном краю площади. Надеюсь, наши ура-патриоты не найдут в этой теме пищи для размахивания руками и флагами. Хотя, – вот проверил только что, - в российской Википедии уже есть ссылка на статью под названием «На кого работаете, господа? Как российские дипломаты безучастно взирают на ущемление интересов страны за рубежом.» - именно в связи с переездом «Четверых спящих». Одиозного автора называть не буду, много чести. Это известный шарлатан от истории и графоман - и тут успел отметиться, надо же.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments