You are viewing dassie2001

Dassie2001 - 275. Треблинка. 25 фотографий.
September 21st, 2010
05:01 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
275. Треблинка. 25 фотографий.
Понемногу разгребаю весенне-летние залежи уик-эндовых велосипедных фотографий.


Треблинка - гитлеровский лагерь уничтожения.

На Треблинку я наткнулся фактически случайно – в майский выходной поехал в Гронды-Коморово (где на месте бывших шталагов находятся захоронения советских военнопленных, эти фотографии уже вывешивал), и увидел на карте, что сравнительно недалеко - Треблинка, раньше об этом не знал, хотя название, конечно, слышал и о лагере немного читал. Дай-ка заеду сначала туда. В итоге поездка Треблинкой и ограничилась, часа три там провел, да и дождь пошел. Как выяснилось в следующий раз, захоронения в Грондах-Коморове я бы все равно сходу, без расспросов местных жителей не нашел.

Неделю назад снова заезжал в Треблинку по пути к знакомым. Вот 25 фотографий (в основном, весенних) символического мемориального кладбища на месте лагеря уничтожения Треблинка-2 и находившегося в двух километрах от него штрафного трудового лагеря Треблинка-1.


ТРЕБЛИНКА-2, лагерь уничтожения.

По оценкам, в лагере уничтожения в 1942-1943 годах погибли 800 тысяч человек, преимущественно евреев, из 11 стран – Польши, СССР, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Греции, Югославии, Македонии.

Лагерь существовал с июля 1942 до ноября 1943 года – на площади примерно в 15 гектаров. Всего 16-17 месяцев - и 800 тысяч погибших в газовых камерах. Умерщвляли узников выхлопными газами работавших рядом двигателей. Немногочисленных наиболее здоровых прибывших отбирали из общей массы в рабочие команды, они несколько дней или даже недель (до прибытия очередных наиболее здоровых мужчин) использовались на разных работах – в том числе при выгрузке трупов из газовых камер, при чистке-мытье вагонов и т.п. 2 августа 1943 года в лагере вспыхнуло вооруженное восстание, организованное членами рабочих команд. Восставшие убили более десятка охранников и эсэсовцев, подожгли некоторые строения. Из 840 восставших 200 человек вырвались из лагеря, но большинство были позже пойманы и убиты, уцелели несколько десятков. Один из них, Самуэль Вилленберг, после войны написал книгу «Бунт в Треблинке», изданную в 1986 году в Израиле и затем переведенную на несколько языков (по-русски ее, кажется, нет). После восстания гитлеровцы начали понемногу сворачивать лагерь и затирать все следы его существования. В итоге вся территория лагеря была перепахана и засеена люпином, а на небольшой части построили деревенский дом и поселили украинскую семью. Перед приходом советских войск сожгли и эту постройку, осталось поле-пустырь.

Мемориал на месте лагеря уничтожения был создан в начале 1960-х годов по проекту польских художников-архитекторов Адама Хаупта, Франчишка Душенко и Франчишка Стрынкевича.


Мемориальная доска при входе (есть также по-польски и по-немецки).


Как понимаю, эта горка приносимых посетителями камешков у входа – в соответствии с еврейскими традициями.



Многие камешки с надписями, но ни иврита, ни идиша я не знаю.


Ряд камней по периметру мемориала соответствует границам лагеря. В пору его существования лагерь был огражден двойным забором из колючей проволоки, в которую на всем протяжении были вставлены сосновые ветки, чтобы снаружи ничего не было видно. Снаружи забора были установлены противотанковые ежи и смотровые вышки.
А ряд уложенных горизонтально бетонных блоков-шпал символизирует въездной участок железной дороги, заканчивающийся платформой, на которую из переполненных вагонов выводили-выгружали очередных прибывших.


Рядом с платформой – камни с названиями стран, жители которых попадали в Треблинку. «ZSRR» - это «СССР» по-польски.


И сразу от платформы начиналась «дорога смерти» - сотня метров до бараков для раздевания и сразу рядом – газовых камер. На месте газовых камер установлен главный 7-8-метровый гранитный монумент, а рядом - камень с надписью «Никогда больше» на нескольких языках.


Верхняя часть монумента.


А везде вокруг – камни, 17 тысяч камней. Примерно двести из них – с названиями польских городов, откуда прибывали узники. Сначала Треблинка заполнялась обитателями Варшавского гетто, но очень быстро география расширилась.


На некоторых камнях мемориала посетители кладут привезенные с собой камешки.


Сразу за главным монументом – место, где сжигали трупы (сначала их закапывали в массовых могилах, но их было так много, что с поздней осени 1942 года решили сжигать, сожгли и ранее закопанные останки). На бетонном обрамлении были установлены колосниковые решетки из рельсов, на которых непрерывно горел костер из трупов.


«Производительность» этой фабрики смерти была огромной – например, 6 августа 1942 года из Варшавы в Треблинку были вывезены 10 100 человек, 7 августа - 10 700, а 8 сентября – 13 600 человек. В живых из них остались единицы.


Единственный именной камень – памяти Януша Корчака, врача и педагога, пошедшего на смерть вместе со своими юными воспитанниками, обитателями Варшавского гетто.


Несколько просто общих фотографий – впечатление этот мемориал производит мощное, особенно на фоне «забытых богом и людьми» захоронений советских военнопленных в разных полях и лесах (некоторые фотографии я вывешивал, но есть еще намного больше – ждут своей очереди).








Команда лагеря состояла из 25-30 эсэсовцев - немцев и австрийцев, они управляли лагерем и подразделением из примерно 100 охранников-украинцев. На стендовой фотографии – зоопарк, место отдыха эсэсовцев (кажется, там действительно был маленький зоопарк), а в глубине – жилые бараки украинцев.


Еще один вид на главный монумент со стороны больших камней с названиями стран. Народу в тот день было много, в том числе приехал автобус с молодыми военнослужащими – то ли итальянцами, то ли израильтянами, я не спросил.

********

ТРЕБЛИНКА-1, штрафной трудовой лагерь.


Указатель на дороге от Треблинки-2 к Треблинке-1.

Лагерь уничтожения Треблинка-2 был образован по соседству с уже существовавшим штрафным трудовым лагерем Треблинка-1, узники которого работали в гравийном карьере неподалеку, а также были заняты на других работах в самом лагере. Именно к карьеру вела железная дорога, от которой потом было сделано ответвление к лагерю уничтожения. Штрафной трудовой лагерь просуществовал с июня 1941 года до самого прихода советских войск в начале августа 1944 года. В нем содержались, в основном, поляки, но были и евреи, незадолго до ликвидации поднявшие восстание, которое было подавлено. Многие узники были расстреляны в другое время – как за разного рода провинности, так и за еще долагерное сопротивление немцам, включая помощь партизанам. Всего в лагере погибли около 10 тысяч человек. Если не ошибаюсь, в послевоенных процессах над нацистскими преступниками те утверждали, что Треблинка-1 был исправительно-трудовым лагерем для уголовников, только и всего. Но выжившие узники (большинство последних обитателей лагеря из окрестных поселений – несколько сотен человек - были распущены по домам незадолго до его ликвидации) рассказали об ином. Одной из самых последних жертв оказалась 14-летняя Ханя Залеска из близлежащей деревни, попавшая в лагерь со своей старшей сестрой по подозрению в помощи партизанам. Сестру отпустили (позже она написала воспоминания, эта история есть в интернете на польском языке), а Ханю оставили прибираться в опустевшем лагере и потом с последними двумя десятками несчастных расстреляли. Был пасмурный день 1 августа 1944 года, моросил дождь. В не очень далекой Варшаве как раз вспыхнуло восстание.


Гравийный карьер, где работали узники Треблинки-1.


Фундамент барака для узниц-евреек.


Остатки от помещения кухни. А группка посетителей оказалась немцами.


Монумент на месте расстрела узников.


Крест на символической могиле Хани Залеской.

В сопровождающем фотографии тексте я использовал, в основном, информацию из буклета, подготовленного нынешним директором мемориала Эдвардом Копувкой, а также из энциклопедического справочника о гитлеровских лагерях на польских землях (на польском языке, издание 1979 года). Большое спасибо авторам.

(38 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:September 21st, 2010 05:03 am (UTC)
(Link)
сильный мемоиал
жилье сс-овцев на фото - типовой многогранник для немецких военнослужащих
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 21st, 2010 10:09 am (UTC)

"Канада"

(Link)
Спасибо за пояснение. Еще обратил внимание - по меньшей мере в двух других лагерях (в Коморове и еще где-то, надо вспомнить) складские помещения и нечто вроде мастерских назывались "Канадой".
[User Picture]
From:sprachfuehrer
Date:September 21st, 2010 10:21 am (UTC)

Re: "Канада"

(Link)
хм, первый раз слышу

а бараки для заключенных и для военнопленных - это один из проектов жилья для лагерей Reichsarbeitsdienst, только с другой нагрузкой
[User Picture]
From:varjag_2007
Date:September 22nd, 2010 01:42 am (UTC)

Re: "Канада"

(Link)
А зачем там зоопарк для персонала создали?
(у меня в посте с фото Треблинки - украинские полицейские возле зоопарка, который рядом с их корпусом)
From:cabbage57
Date:September 21st, 2010 10:27 am (UTC)

Re: "Канада"

(Link)
В Биркенау-Бжежинке. И именно складские помещения
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 21st, 2010 10:43 am (UTC)

Re: "Канада"

(Link)
Вот-вот, недавно где-то прочел. Спасибо.
[User Picture]
From:ona_zanoza
Date:August 29th, 2011 09:55 am (UTC)

Re: "Канада"

(Link)
В Освенциме.
[User Picture]
From:malpa
Date:September 21st, 2010 11:34 am (UTC)
(Link)
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 21st, 2010 11:42 am (UTC)
(Link)
Нет, спасибо за наводку - пойду куплю газету, дома пару дней сижу.
О визите Ирвинга и о его планируемых платных экскурсиях кратко писали раньше,
как и о том, что за ним соответсвующие службы будут присматривать.
[User Picture]
From:osherovmikhail
Date:September 21st, 2010 01:55 pm (UTC)

100 охранников-украинцев.

(Link)
100 охранников-украинцев.
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 21st, 2010 02:19 pm (UTC)

Re: 100 охранников-украинцев.

(Link)
Да-да, раньше, во времена ПНР, об этом не принято было писать.
From:niacaniaca
Date:September 23rd, 2010 08:55 pm (UTC)

Re: 100 охранников-украинцев.

(Link)
Ой вей, щито вам таки надо из-под украинцев?
Таки вам мало украинские олигархи в кипес синагойгиев настроили?
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 24th, 2010 10:27 am (UTC)

Re: 100 охранников-украинцев.

(Link)
Позвольте встрять в вашу дискуссию. Среди русских тоже было много полицаев, что ж теперь. Я упомянул об этом просто потому, что раньше сие замалчивалось. Получилось вот, что рознь национальную возбуждаю. Извините. К украинцам, евреям, немцам, австрийцам и кого еще называл, сам отношусь хорошо, несколько из каждой национальности у меня в друзьях-приятелях. Они не виноваты за имевшиеся закидоны в своем историческом прошлом, я тоже не виноват за свое - за Катынь там, за Сталина, за Берию.
[User Picture]
From:coil_label
Date:September 21st, 2010 02:35 pm (UTC)
(Link)
спасибо..
[User Picture]
From:pionchik
Date:September 21st, 2010 03:03 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за репортаж.
Об этом надо постоянно рассказывать. Ни на минуту не забывать. Мороз по коже - тысячи серых камней, тысячи невинных людей...
[User Picture]
From:the_white_horse
Date:September 21st, 2010 04:16 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
[User Picture]
From:petrark
Date:September 21st, 2010 08:23 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
[User Picture]
From:lelaith
Date:September 22nd, 2010 09:17 am (UTC)
(Link)
Я ещё там не была... Замечательные фотографии. Очень трогательное. Слёзы натекают в глаза когда смотрится на памятник и на камень с надписью "Януш Корчак... и ребята". Я вспомнила фильм Вайды...

Страшно...

Dassie2001:
Сразу за главным монументом – место, где сжигали трупы

Но... на фотографиях это настоящие человеческие обломки?

[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 22nd, 2010 10:01 am (UTC)
(Link)
Нет, не настоящие. Это оплавленные камни.

Настоящие кости, конечно, есть в земле, но копать там сейчас нигде нельзя - просто по еврейским религиозным соображениям, я в этом не знаток. Не так давно там были англичане с некими зондами, результаты зондирования еще не опубликованы. Кроме того, существует множество данных о количестве людей, вывозимых в Треблинку, а также свидетельств выживших узников. Например, книжка Вилленберга есть на польском языке, ее можно купить прямо в кассе мемориала в Треблинке:
Samuel Willenberg, "Bunt w Treblince", Warszawa, 2004, 212 stron, 29 zlotych.
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 22nd, 2010 10:06 am (UTC)
(Link)
P.S. Ага, Lelaith, вот почитайте (или почитай?) воспоминания сестры Хани Залеской на польском языке:

http://www.treblinka.bho.pl/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=26

[User Picture]
From:lelaith
Date:September 27th, 2010 08:01 pm (UTC)
(Link)
Dassie2001:
P.S. Ага, Lelaith, вот почитайте (или почитай?)

Почитай :-)


Dassie2001:
воспоминания сестры Хани Залеской на польском языке:

http://www.treblinka.bho.pl/index.php?option=com_content&task=view&id=26&Itemid=26



Спасибо за ссылку, почитаю.

[User Picture]
From:lelaith
Date:September 27th, 2010 07:57 pm (UTC)
(Link)
Dassie2001:
Нет, не настоящие. Это оплавленные камни.

Уффф, это хорошо...
Поэтому, что впечатление когда смотрится - ужасающее.

Dassie2001:
Например, книжка Вилленберга есть на польском языке, ее можно купить прямо в кассе мемориала в Треблинке:
Samuel Willenberg, "Bunt w Treblince", Warszawa, 2004, 212 stron, 29 zlotych.


Спасибо, куплю если я там когда-то соберусь.


[User Picture]
From:trohy_snihu
Date:September 23rd, 2010 09:36 am (UTC)
(Link)
Photobucket 

 
говорите что никаких раскопок не проводиловсь потому что рабе не велел? но зато о "100 охранниках-украинцах" вас доподлинно известно?

http://hedrook.vho.org/lectures/03.htm#5

а вьі не боитесь что жьідовская ложь рано или поздно закончиться? что вьі тогда делать будете?
 
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 23rd, 2010 10:10 am (UTC)
(Link)
Об украинских охранниках, равно как и о жертвах, известно, например, из свидетельств выживших. А вам - предупреждение, прочтите первое заглавное сообщение в моем ЖЖ.
[User Picture]
From:trohy_snihu
Date:September 23rd, 2010 10:38 am (UTC)
(Link)

число предполагаемьіх жертв - от 3.000.000 у василия (йоси) гроссмана до 200.000 у прессака, тоже вполне кошерного апологета "холокоста"

свидетельста вьіживших - изобилуют камерами для убийства паром, камерами для убийства вьіхлопом дизельного двигателя, и даже камерами в которьіх откачивался воздух и поциентьі умирали от недостатка кислорода.

вот только не найденьі в треблинке ни крематории ни человеские останки. "свидетели" утвержали что трупьі просто складьівали в гигантские штабеля, подносили спичку и вуаля. поєтому современая треблинка - єто останки нескольких бараков и художественная инсталляция из материала собраного по свету.

http://hedrook.vho.org/lectures/03.htm#5
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 23rd, 2010 11:07 am (UTC)
(Link)
В Треблинке-2, а именно он был лагерем уничтожения, нет никаких останков бараков, вся территория была перепахана, я об этом писал. О каком собранном по свету материале для художественной инсталляции вы говорите, вы и сам не знаете, повторяете анекдотические вопросы и ответы из цитируемой вами книжки, косящей под историческое исследование. Предлагаю завершить на этом "дискуссию", прочтите несколько других книжек и статей без предвзятости и антисемитских поползновений, выпирающих из вас в каждом предложении. Предупреждение вам уже сделал, напоминаю.

[User Picture]
From:trohy_snihu
Date:September 23rd, 2010 11:20 am (UTC)
(Link)

ну так вьі же сами пишете о камнях привезенньіх посетителей, у вас кроме фото єтих камней, лживой мемориальной доски и нескольких фундаментов ничего нет
[User Picture]
From:a_tanj
Date:September 30th, 2010 06:19 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Алексей! Вспомнилось, как сравнительно недавно смотрела фильм ШОА, все 8 часов. не отрываясь...
Вернулась из паломничества, были в Пятихатках
http://a-tanj.livejournal.com/134586.html#cutid1
[User Picture]
From:dassie2001
Date:September 30th, 2010 06:57 am (UTC)
(Link)
Спасибо, очень здорово, я там ответил.
[User Picture]
From:otterbeast
Date:June 17th, 2011 06:53 pm (UTC)
(Link)
Мне кажется, что эти памятники - из того же разряда, что и эти


Это - могилы, в которых похоронено "мыло из евреев". На нижнем фото - надпись "мыло из святого народа". Но мыло в гитлеровской Германии делали из свиного жира. Евреи ИМХО так заврались со своим холокостом, что никакой веры им быть не может. Там долны были остаться много тысяч тонн пепла и костей, если там уничтожено 800000 евреев. Даже с Аушвицем ревизионисты их порвали в клочья. А с Треблинкой - и оспаривать нечего, т.к. там вообще ничего нет.
[User Picture]
From:andrey_orthodox
Date:January 24th, 2012 06:37 am (UTC)

О раскопках на месте концлагеря

(Link)
На сайте ББС появилась статья о раскопках в концлагере Треблинка - "Криминалист пытается раскрыть тайны концлагеря Треблинка" - которая ставит много вопросов:
1. Не обнаружены захоронения
2. Не обнаружены остатки крематория
Т.е. много тайн ещё таит история этого страшного места
[User Picture]
From:dassie2001
Date:January 24th, 2012 07:11 am (UTC)

Re: О раскопках на месте концлагеря

(Link)
Спасибо большое за ссылку.

Захоронения обнаружены, конечно, это по ранним пропагандистским заявлениям их якобы не обнаружили.

А крематория там и не было, это известно. Сначала закапывали в массовых могилах, а потом решили сжечь на костре, в статье об этом написано.
[User Picture]
From:andrey_orthodox
Date:January 24th, 2012 09:12 am (UTC)

фашизм - система деструктивная и преступная

(Link)
Захоронения обнаружены, конечно, это по ранним пропагандистским заявлениям их якобы не обнаружили.

даже если там чего-то не обнаружат в достаточном количестве - трупов, пепла, костей - это никоим образом не отменит того, что фашизм - система деструктивная и преступная.
[User Picture]
From:dassie2001
Date:January 24th, 2012 09:15 am (UTC)

Re: фашизм - система деструктивная и преступная

(Link)
Да, конечно.
[User Picture]
From:igorkredit
Date:November 27th, 2012 07:24 am (UTC)

Re: фашизм - система деструктивная и преступная

(Link)
Груда камней, сложенных в лучших традициях дегенеративного искусства, набор, ничем не подтвержденных баек...
Навязчивый комментарий на пустом месте.
[User Picture]
From:Урожайный Год
Date:November 28th, 2012 09:19 am (UTC)

Re: фашизм - система деструктивная и преступная

(Link)
поклонникам лохокоста здравый смысл неведом
[User Picture]
From:svmt
Date:October 5th, 2013 10:06 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
Часть моих родственников жила в Польше и …..
[User Picture]
From:roewhfor
Date:January 7th, 2014 04:12 am (UTC)

:)

(Link)
Комплекс текстов хороший удачный, закину сайт в избранное.
Powered by LiveJournal.com